Петрушина Вера Вячеславовна МБДОУ «Детский сад № 44«Белоснежка» г. Тамбов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, С УЧЁТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, С УЧЁТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Воспитатель Петрушина В.В. МБДОУ «Детский сад № 44»Белоснежка»

 г. Тамбов

Дошкольный возраст это благоприятный период для развития способности к творчеству, потому что именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребёнок активен, любопытен, у него идёт развитие воображения, становление личности, своего «Я».

Отечественный психолог Осипова А.А. понимает под рисованием творческий акт, который является формой помощи в самоопределении, самоощущении себя в окружающем мире. Рисование помогает многим людям выражать свои эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, помогает многим мечтать и внутренне раскрепощаться. Рисование в какой-то степени моделирует, проецирует в психическом восприятии окружающую действительность.  А так же развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребёнка. Уровень развитости мелкой моторики рук является одним из показателей интеллектуальной готовности к школе.

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Важным условием развития творческих способностей является учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Важно принимать во внимание не только умения и навыки, способности ребёнка, но и его психологическое состояние: темперамент, характер, особенности психических функций, и настроение ребёнка, с которым он приступает к работе. Поэтому на занятиях или в самостоятельной художественной деятельности  должна царить атмосфера доверительного общения, сотрудничества, веры в ребёнка, поддержка при неудачах.

При художественной деятельности, как и в других, не обойтись без обучения приёмам. Формирование знаний, способов действия, развитие способностей необходимы ребёнку для реализации своего замысла.

Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Выготский Л.С. отмечал, что «…творчество существует не только там, где оно создаёт великие произведения, но и везде, где ребёнок воображает, изменяет, создаёт, что-то новое». Любой ребёнок способен к такой деятельности. Задача педагога её правильно организовать. Но здесь взрослый выступает не как учитель, а как искренний творческий друг-помощник, который вовлекает к творчеству своего маленького коллегу.

Не все дети имеют способности к изодеятельности, но все любят рисовать. Чтобы у ребёнка не развилась боязнь рисования из-за неудовлетворённости своим результатом, необходимо подбирать такие методы изображения, чтобы детям был интересен сам процесс, а не зацикливаться на получении конечного результата.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Такие техники развивают воображение, мышление, фантазию, придают уверенности в получении хорошего результата изобразительной деятельности. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

На занятиях и в свободном рисовании можно использовать  следующие методики:

1. Коммуникативное рисование (дети рисуют в паре, обсудив тему изображаемого).

2. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).

3. Дополнительное рисование (рисунок идёт по кругу, каждый добавляет что-то своё. Подходит для коллективных занятий).

4. Совместное рисование (как вид коллективной деятельности).

Литература.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1981.

2. Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. Спб., 2003

3. Иванов И. Энциклопедия коллективных и творческих дел. М.,2009

22 марта 2021 в 21:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.