Петрушина Вера Вячеславовна МБДОУ «Детский сад № 44«Белоснежка» г. Тамбов
Арт-терапия, как средство снятия напряжения.
Арт-терапия (от англ. art,искусство) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психо-эмоциональное состояние пациента. Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру. Правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арттерапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д. На занятиях творчеством, а именно создание разнообразных изображений невозможно без развития мелкой моторики рук. А развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует мозг, когда человек находится в возрасте ребёнка. Социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья. Социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Такие социальные факторы, как агрессия в семье, разводы родителей, неполные семьи, алкоголизация, наркотизация и криминализация общества служат мощными причинами, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье детей. Современные практические психологи активно используют направление арт-терапии для психокоррекции и, как своеобразное средство психологической разгрузки, которая необходима и здоровому человеку. Существует и педагогическое направление арт-терапиизадачи, которой развитие, коррекция, воспитание и социализация. Внутренний мир ребенка с проблемами в эмоциональном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить эти задачи, является искусство. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Имеет значение получение ребенком необычного опыта. Так как арт-терапия включает в себя большое разнообразие : песочная терапия, цвето-терапия, музыко-терапия, кукло-терапия, сказка-терапия. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом. Остановимся на изобразительной арт-терапии. Арсенал способов создания изображений широк: акварель, тушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, победить свои страхи, помирить игрушки. Для детей младшего дошкольного возраста наиболее удачно походит рисование пальцами. Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Как и в игре, так и в рисовании действует один и тот же принцип, когда ребёнок для самовыражения пробует и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению своих познаний о мире. В рисунках ребёнок изливает естественным и спонтанным образом свои чувства. Он убивает и воскрешает, создаёт и разрушает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения его чувствам окружающего мира. В рисунках ребёнка содержится весь его жизненный опыт, его отношение к внутреннему и внешнему миру, который как некий образ, откладывается в его сознании. Посредствам рассказов (расшифровка нарисованного), он изливает душу, освобождая свой внутренний мир от давления и страхов, раскрепощается. Эти рассказы очень значимы для детей, их надо выслушивать, анализировать, и таким образом можно наладить контакт с внутренним миром ребёнка. Вся творческая деятельность ребёнка является важным элементом его развития. Для ребёнка важен не результат, а процесс создания рисунка. Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен. Таким образом, увлечение рисованием не только доставляет эстетическое удовольствие, развивает фантазию, творчество, но и помогает выразить свои мысли и чувства, помогает снять нервное напряжение, справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что целью применения арт-терапии в воспитании и образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся, воспитанников, приемы арт-терапии могут быть использованы в качестве инструмента для развития определенных психологических и личностных качеств детей. Арт-терапия для детей – упражнения. 1. Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. Для песочной арт-терапии нужен обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается. 2. Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д. 3. Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его. 4. Рисование пальцами. 5. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). Сухие листья приносят много радости детям. С помощью листьев и клеяможно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. 6.Рисование предметами окружающего пространства. Можнорисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктельными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется. Литература 1. Баер У. Творческая терапия – Терапия творчеством. НФ «Класс», 2013. 2. Дилео Д. Детский рисунок, диагностика и интерпретация. М: Апрель Пресс Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. 3. КиселёваМ.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Речь, СПб, 2006. 22 марта 2021 в 21:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.