Петрушина Вера Вячеславовна МБДОУ «Детский сад № 44«Белоснежка» г. Тамбов

Современный воспитатель

СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Изначально профессии воспитателя детского сада не существовало как таковой. Её развитие пришлось на период популяризации нового вида воспитания детей дошкольного возраста, противостоявшего частному, домашнему обучению под надзором гувернёра. В Древней Греции воспитанием детей занимался раб, что впоследствии переросло в отдельную профессию домашнего воспитателя и относительно соответствовало современному представлению воспитателя детского сада.…

Если многие люди долго думают, перед тем как выбрать профессию, меняют с возрастом своё решение, то я с детства знала, что свяжу свою работу с детьми. Сколько себя помню, всегда помогала младшим соседским ребятишкам, младшим сестрам подруг, не могла (да и сейчас не могу) без умиления смотреть на малышей. Правда по образованию я учитель начальных классов и школьный психолог (окончила Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина), проработав несколько лет в школе, судьба привела меня в детский сад № 44.

Я очень рада, что теперь я работаю воспитателем. Это большая ответственность и вместе с тем она очень значима. Свою необходимость и важность осознаёшь, глядя в непосредственные, широко распахнутые миру детские глаза, жадно ловящие каждое твоё слово. Приходя каждый день на работу, видя «своих детей», понимаешь, что ты для них как вторая мама, ведь именно я закладываю ростки будущего, поддерживаю своей любовью, отдаю тепло своего сердца.

Каким же должен быть настоящий современный воспитатель? Воспитатель должен уметь всё: развивать и обучать детей, петь и танцевать, перевоплощаться в различные образы, придумывать и играть в интересные игры, находить занятия заинтересовавшие всех, рисовать, петь, танцевать, быть готовой ответить на любое «почему ?». Но набора этих качеств мало. Важно в душе оставаться ребёнком, как сейчас принято говорить, - «быть с ними на одной волне».

Я знаю многое про своих воспитанников: особенности характера, интересы, любимые игры и игрушки, любимые мультики, состояние здоровья, взаимоотношения в семье. Стараюсь, чтобы каждому было комфортно в группе, чтобы дети общались и дружили. Каждый ребёнок уникален. В нём живёт неутомимый «почемучка», пытливый наблюдатель, экспериментатор, талантливый актёр или художник всегда открытый для новых знаний, красоты, доброты. Главное для меня найти подход к каждому ребёнку, с каждым подружиться, каждого понять, полюбить и принять таким, какой он есть. Только тогда откроется неповторимость и образ каждого  из моих воспитанников, и «зазвенят колокольчики в их душах».

Я не перестаю удивляться, насколько все дети разные, непредсказуемые, интересные, забавные, умные, рассудительные, со своими умозаключениями, умеющие поставить задачу разной сложности перед взрослым.

Часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания. Это ошибки прошлого. Современный мир диктует давать больше самостоятельности детям.

Для воспитания способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ на занятиях я использую проблемное обучение. Я заметила, что такая форма обучения положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Но пока ещё дети не могут сами найти решение проблемы, поэтому, подтолкнув к проблеме, вскрываю путь её решения, рассуждаю вместе с детьми, высказываю предположения, обсуждаю их вместе с детьми.

Ребёнок беззащитен, зависит от взрослого. И наша главная задача – сохранить всё замечательное, что с такой любовью и трепетом вложила в него природа, помочь ему воспринять мир в его гармонии.

Я стараюсь научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и  приветлив мир, в котором мы все живём. Стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь. Предо мной стоит непростая задача – научить ребёнка понимать и ценить всё прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Для этого на занятиях по изобразительной деятельности предоставляю детям возможность выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла, знакомлю с новыми материалами и техниками выполнения изображения. Создаю условия для работы с разными материалами, использую нетрадиционные техники рисования, использую на занятиях и элементы психологических методов. Вовлекаю детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссёрские игры (постановки сказок, проигрывание ситуаций, придумывание новых окончаний знакомых сюжетов, и др.). Стараюсь развивать фантазию детей, помогая воплотить задуманное, а не навязать своё мнение.

Общение между детьми и взрослым несёт в себе очень многое: развитие мышления, раскрытие  потенциала, умение свободно чувствовать себя в обществе, умение высказывать свои мысли, умение рассуждать.

Каждый современный воспитатель должен не только обладать набором профессиональных и человеческих качеств, но ещё и знать возрастные особенности ребёнка. Опираясь на них строить свою работу и подбирать виды деятельности.

Я считаю, что, если работать только с детьми, то моя работа будет однобокой. Без помощи родителей никак не обойтись. Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьёй и желание найти подход к родителям. Психология доверия определяется эмоциональными факторами (а так же образованием), позволяющими родителям порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость. Родители в нашем современном мире очень заняты, порой с неохотой занимаются своими детьми. Основное время малыши проводят в детском саду. Детский сад для многих становится в буквальном смысле «вторым домом». Родители ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребёнку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.

Работая воспитателем, я убедилась  – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть обо всех моих проблемах, как только я переступаю порог детского сада. Тепло и свет искрящихся улыбками детских глаз ничто не заменит. Я вижу в них чистую, открытую и простодушную детскую любовь.

Кто-то скажет, что это не благодарный труд. А я отвечу: «Самая большая награда – детская любовь».

Думаю, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не откроют новых планет и законов физики, а будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни и тому, что они есть на этой планете, – это уже счастье, это смысл существования человека на Земле.

А я… Я буду знать, что в каждом из них есть частичка моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!

22 марта 2021 в 21:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.